В зале имени Лучано Берио венского Концертхауса прошел фестиваль Bridges – «Мосты».
Новые произведения из Австрии и не только, исполняемые музыкантами всей планеты, – такова его концепция, выглядевшая незамысловато лишь до первого концерта. Открыла фестиваль «Музыка воображаемых существ» Артуро Фуэнтеса. Живущий в Инсбруке 42-летний мексиканский композитор обозначил ее жанр как concert-fiction, концерт-повествование для музыкантов и автоматов. Литературной основой послужили два произведения Хорхе Луиса Борхеса – «Поэтическое искусство» и «Учебник по воображаемой зоологии (Книга вымышленных существ)».
Музыку на стихи Борхеса сочинял еще Пьяццолла, но то, что делает Фуэнтес, – скорее большой музыкальный перформанс с использованием записей и шумами, игрой света и мистической атмосферой. Все это любит люксембургский ансамбль United Instruments of Lucilin, заказавший этот опус, близкий, судя по всему, к предыдущему заказу ансамбля, «инсценированному концерту» Александра Шуберта. «Музыка воображаемых существ» тоже похожа на инсценированный концерт, где первые ноты начинают звучать задолго до того, как публика окончательно рассядется в зале, музыканты перемещаются в полной темноте с фонариками, а красное кресло с внушительными подлокотниками в глубине сцены кажется поставленным в честь Борхеса. Чтобы контакт был обоюдным, в публику порой направляют свет 14 мощных ламп – нельзя сказать, что они добавляют новых положительных эмоций, но когда ощущаешь себя частью искусства, тут уже не до комфорта.
Прозвучала на фестивале и мировая премьера в исполнении берлинского ensemble mosaik – DW23 австрийца Бернхарда Ланга (в будущем году он представит на Венском фестивале новую версию «Парсифаля»). А отмечающий в этом году двадцатилетие польский Оркестр новой музыки впервые исполнил «После полуночи» Гржегорша Пиеника.
Нельзя сказать, что на современной музыке зал ломится от публики – даже для меломанской Вены четыре-пять одинаково интересных событий в один вечер много, хватало свободных мест и на «Мостах». Зато зрители отборные, в зале можно встретить, например, легендарного Фридриха Церху – отпраздновавшего недавно 90-летие композитора, который в свое время завершил «Лулу» Альбана Берга. Его девятиминутная пьеса Formation et solution вошла в программу московского ансамбля «Студия новой музыки». Москвичи тоже представили мировую премьеру – «Левитацию» венского композитора и флейтиста Александера Вагендристеля, ее исполнение завершило фестиваль.