Главный советский киношлягер. Москва 'не верит слезам' уже 35 лет

В первый же год проката фильм «Москва слезам не верит» посмотрели около 90 млн зрителей (второе место после «Пиратов ХХ века» за всю историю советского кино). А следом - «Оскар»! «Москва в слезах. Не верит!» - такая байка гуляла после изве­стия о высокой награде.

Не ждали

Незатейливая мелодрама (по сценарию Валентина Черных «Дважды солгавшая», написанному за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занявшему в итоге лишь 3-е место) со скромным бюджетом в 550 тыс. руб. абсолютно неожиданно вошла в сонм «оскароносцев». А ведь Владимир Меньшов до «Москвы…» успел снять лишь одну картину. Более того, сценарий Черных ему не понравился, и Меньшов сделал с его согласия 44 поправки и дополнения!

Супруга Меньшова, Вера Алентова, на главную роль поначалу не планировалась - режиссёр видел в этой роли Ирину Купченко или Маргариту Терехову, но обе отказались. И Анастасия Вертинская отказалась. Людмилу Меньшов увидел по телевизору - Ирину Муравьёву - и в ней свою героиню. Актриса сниматься согласилась, но, правда, после просмотра пришла в ужас - яркая, весёлая, неунывающая Людмила показалась ей в собственном исполнении вульгарной и грубой.

Проблемы были даже с милой, тишайшей Тосей: Галина Польских чуть ли не обиделась за эту столь пошлую, как ей показалось, предложенную ей роль. А вот Нина Русланова, которую на роль Антонины в итоге Меньшов не взял, обиделась тоже, но совсем по иной причине: что не утвердили. Утвердили Раису Рязанову, но она-то мечтала о роли Кати или Людмилы!

Инна Макарова, Клара Лучко отказались от роли матери Рудольфа - той, что угрожает беременной и брошенной Кате: «У вас ничего не выйдет, вы не получите ни метра!» Но Евгения Ханаева сыграла в итоге мамашу виртуозно. А самого Рудика, корыстного и безвольного соблазнителя, оператора с телевидения, могли сыграть признанные кинокрасавцы Олег Видов, Лев Прыгунов, Евгений Жариков. Сыграл же его менее известный красавец, талантливый артист Малого театра Юрий Васильев. А звезда 30-40-х годов Зоя Фёдорова исполнила по­следнюю свою роль, вахтёршу в общежитии. Через два года она была убита, дело до сих пор не раскрыто.

Маленькая роль Александры, дочери главной героини, накануне съёмок вдруг обернулась ещё одной неувязкой: 20-летней красавице-блондинке Наталье Вавиловой, уже снявшейся совсем юной в первом фильме Меньшова - «Розыгрыш» - в 1976-м, играть в «Москве…» категорически запретили родители.

Дипломаты, сотрудники МИДа, они видели в дочери также дип­работника - Наталья училась на мидовских курсах. Уладить вопрос неожиданно предложил Алексей Баталов. Он с Меньшовым явился лично домой к родителям Натальи - и отказать всенародно любимому арти­сту они не смогли. Она сыграла прекрасно и стала в дальнейшем профессиональной актрисой (к сожалению, прекратившей сниматься с конца 80-х из-за травмы по­звоночника).

Кстати, и сам Баталов Гошей стал не с ходу. Меньшов планировал на эту роль Олега Ефремова, Виталия Соломина, Вячеслава Тихонова. Но тут по телевизору режиссёр увидел давний фильм «Дорогой мой человек», где артист Баталов играл практически идеального мужчину: да вот же он, Гоша! Так Баталов вот уже для нескольких поколений дам стал мужчиной-мечтой. «Вон Баталов, хошь и без усов, а бабы по нём сохнут!» - говорила Мария, героиня Нонны Мордюковой из «Родни».

Возникает закономерный вопрос: а как же возраст акт­рис? Ладно, завидному жениху и холостяку Гоше (то есть Баталову) было за 50. Но мужчина - он и в 50 жених. А вот девушки, вчерашние школьницы? Самой молодой была Ирина Муравьёва - 30 лет. Раисе Рязановой - 35, Вере Алентовой - 37. Но талантливой троице удалось сыграть нет, не юность, а то, что важнее: три разных и ярких характера, три судьбы, три женские личности.

«Москву…» купили более 100 стран. Ей дали приз американские продюсеры: приобретя фильм за 50 тыс. долл., они заработали за год 2,5 млн! Меньшову донесли, что Рейган по совету помощников дважды посмотрел фильм перед встречей с Горбачёвым в 1985-м - для постижения загадочной русской души. Зато в СССР выходили разгромные статьи, в них картину называли пошлой сказочкой… А вот Брежнев от неё был в восторге!

Невыездной

Да, заветную золочёную статуэтку у Меньшова тогда, в 1981-м, отобрали! А он и над известием о присуждении «Оскара» сначала по­смеялся, тем более что дело было 1 апреля - на следующее утро после церемонии: шутки шутят друзья! Но последовал звонок, уже официальный, из Госкино - и растерянный голос: «Вы 'Оскара' получили…» И наконец, сообщение по ТВ в программе «Время».

«Оскара» в Голливуде получал атташе по культуре посольства СССР. Во-первых, никто и не думал, что трогательная и такая специфически «нашенская» история придётся по сердцу американским киноакадемикам.

Во-вторых, Меньшов числился невыездным после двух доносов коллег на него в соответствующие органы. Его «проступками» было то, что после снятия с должности Подгорного он высказал удивление: почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений? А второе - его восхищение количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Его, конечно, вызвали в Госкино и дали подержать статуэтку. А окончательно отдали лишь в 1989-м, вместе с присуждённой ему «новорождённой» отечественной «Никой».

Супруги- «оскароносцы» (получившие ещё и Госпремии СССР за «Москву…» вместе с Муравьёвой, Рязановой и Баталовым) по поводу «Оскара» «пылить» не любят: от него только зависти коллег прибавилось. А ремейк снимать Меньшов не собирается.

Цитаты «Ну ладно, ладно! Москва слезам не верит». «Москва - это большая лотерея!» «Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить». «Одиночество - это рожда-емость падает, а алкоголизм растёт!» «Шашлык женских рук не терпит». «На кладбище хорошо знакомиться, с вдовцами».











>> Разыскиваемый за убийство Сулима Ямадаева попался на разбое

>> Каннскую сенсацию показали на Московском кинофестивале

>> Чего не поделили Борис Коваль и Нику Цэрнэ?